МО учителей начальных классовВторник, 19.06.2018, 21:32

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [7]

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования
Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования
Своё выступление хочется начать со слов Я.А.Каменского.
Возникает вопрос: «Можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания?»
Отвечаю: «Из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека». Я. А. Каменский
Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования.
Основным приоритетом инклюзивного образования является то, что все дети, несмотря на свои физические, психические и иные особенности, обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где им оказывается необходимая специальная поддержка.
В последние годы в образовательных учреждениях обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что предъявляет новые и более высокие требования ко всем педагогам, работающим в школе. Инклюзивное образование предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования – создать им для этого соответствующие условия.
И наша школа не исключение, уже несколько лет мы работает с детьми с задержкой психического развития (далее ЗПР). В 2015-2016 учебном году в школе обучалось 26 детей с задержкой интеллектуального развития и 9 детей на домашнем обучении.
Первого сентября 2016 г. к нам придут дети, которые будут учиться по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ .
Важным вопросом является подготовка педагогических кадров. В 2015-2016 учебном году 26 учителей школы прошли обучение по программе «Педагогика инклюзивного образования» (концептуально-методологические основы внедрения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью)
В работе учителей работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, особую актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик:
1) направленность на ребёнка, включающую в себя:
- положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;
- стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) интеллектуальная гибкость:
- навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) профессиональная компетентность:
- знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;
- знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
4) поведенческая гибкость:
- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;
- знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
У детей с ограниченными возможностями здоровья имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие - лишь коррегироваться, а некоторые - компенсироваться.
Кого же мы относим к категории «дети с ОВЗ»?
Наиболее рабочей классификацией в практической деятельности специалистов является классификация Б. П. Пузанова и В. А. Лапшина.
К 1 группе относятся дети с нарушениями слуха и зрения
Ко 2 группе относятся умственно отсталые дети и дети с ЗПР
К 3 группе относятся дети с ТНР (логопаты). Все виды речевых нарушений можно разделить на две большие группы: - нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия); - нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
К 4 группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательной системы . Основной контингент этой категории детей – дети, страдающие ДЦП.
К 5 группе относятся дети с комбинированными дефектами (дети со смешанными (сложными) дефектами: - умственно отсталые неслышащие или слабослышащие дети; - умственно отсталые слабовидящие или незрячие дети; - слепоглухонемые дети и т. п.
К 6 группе относятся дети с искаженным развитием - психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений
Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, структуру дефекта, правильно относиться к имеющимся между детьми различиям.
Следует избегать выражений, которые могут обидеть человека в виду его инвалидности. Например:

следует использовать лучше избегать

человек с нарушением зрения слепой человек

с нарушением слуха глухой
ученик с инвалидностью инвалид
ребёнок с физическими нарушениями калека
мальчик с интеллектуальными нарушениями умственно отсталый
девочка с нарушениями обучения необучаемая
учащийся с эмоциональными нарушениями или нарушениями поведения умственно неполноценный
мальчик, использующий коляску колясочник
люди с инвалидностью и без неё инвалиды и здоровые люди

Учитель становится координатором инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: командой специалистов, которые обязательно должны оказывать помощь учителю в инклюзивном пространстве (психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог ЛФК, тьютор), администрацией, родителями и учащимися.
Для учителя в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников.
Вопросу физической организации пространства в инклюзивном классе следует уделить особое внимание. Среда класса должна быть доступна для всех детей так, чтобы каждый ребёнок имел возможность участвовать в учебном процессе и взаимодействовать при этом со всем классом. Доступность классного помещения – это важнейшее предварительное условие обучения в инклюзивной образовательной среде.
- это установка пандусов в тех зонах, где есть лестничные пролёты и поручней.
- установке специального лифта.
- реконструкция санузлов.
- двери должны быть распашными по своей конструкции, и легко открываться человеком, сидящим в коляске, а также не сразу захлопываться, так, чтобы человек имел достаточно времени, чтобы проехать сквозь них.
- подбор мебели и освещение помещений
- высота парт, стульев, полок в кабинете
- доступность специальных устройств на уроке, фонтанчиков для питья, других помещений, корпусов и т.д.
- визуальное обозначение и выделение цветом дополнительных источников опасности
Установка является дорогим и финансово затратным мероприятием.

Рекомендации учителям по обучению детей с ОВЗ

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий:
-изменения сроков сдачи,
-формы выполнения задания, его организации,
-способов представления результатов.
Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Рекомендации по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке в классе и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.
В процессе обучения учителю следует:
- использовать четкие указания;
- поэтапно разъяснять задания;
- учить последовательно выполнять задания;
- повторять инструкции к выполнению задания;
- демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);
В учебном процессе использовать различные виды деятельности:
- чередовать занятий и физкультурные паузы;
- предоставлять дополнительное время для завершения задания;
- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.
- обеспечивать школьника копией конспекта.
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.
- акцентировать внимание на хороших оценках;
- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
- проводить оценку переделанных работ;
- использовать систему оценок достижений учащихся.
В организации учебного процесса необходимо:
- использовать вербальные поощрения;
- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;
- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
 разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
 осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Приемы адаптации учебного материала к возможностям детей
• Детализация учебного материала, постепенное усложнение.
• Использование дополнительных наводящих вопросов.
• Применение наглядности: картинные планы, обобщающие, опорные схемы, графические модели.
• Приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач.
• Оказание помощи в выполнении определенных операций.
• Поэтапная проверка выполнения работ.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Подводя итоги, отмечаю, что наша школа готовится к внедрению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, видит проблемы и пытается их решить.
Категория: Мои статьи | Добавил: Filena (17.01.2017)
Просмотров: 298 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта






Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz