МО учителей начальных классовВторник, 18.12.2018, 22:43

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Костина О.И. [24]
Боркова Е.В. [6]
Воробьёва Т.В. [6]
Голощапова Н.П. [7]
Дубовицкая Т.А. [4]
Дубровская М.В. [6]
Закирова Р.Р. [7]
Кирпичёва Н.А. [2]
Попова А.А. [1]
Соловьёва О.А. [15]
Тихонова Н.Я. [3]
Узенбаева В.Р. [20]
Файрушина Н.А. [6]
Филиппова Е.М. [9]
Шахова Е.А. [4]
Школьникова Н.И. [4]
Кутырёва И.А. [0]

Главная » Файлы » Костина О.И.

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Полосатая палка" Ю.Яковлев
[ Скачать с сервера (34.5 Kb) ] 06.12.2015, 19:29
Класс: 4 в
Предмет: литературное чтение
Тема. . Ю. Яковлев «Полосатая палка»

Тип урока: открытие новых знаний
Цель: познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста
Задачи:
предметные
выявить отношение автора к герою; жанровую при¬надлежность текстов (рассказ); обнаружить и различить персо¬нажей рассказов и его героя; прививать лю¬бовь к чтению;
метапредметные
осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в со¬ответствии с заданием или проб¬лемными вопросами, поставлен¬ными учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следст¬венных связей, построения умо¬заключений; формировать уме¬ние планировать учебные дейст¬вия в соответствии с поставлен¬ной задачей; развивать этичес¬кие чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и со¬переживание чувствам других.
Личностные
развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся, проводить работу по формированию навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения, пополнять словарный запас, осуществлять дифференцированный подход в обучении;
воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать.
Ход урока
Содержание деятельности урока Формируемые УУД
1. Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности
Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения, урок общения. И начнём наш урок с улыбки, ведь приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Мне хочется пожелать, чтобы в связи с нашим уроком у вас проявлялись только положительные эмоции, чтобы вы на протяжении всего урока были внимательными и наблюдательными. А в голову приходили отличные идеи, мудрые мысли. От этого было прекрасное настроение! Л.Р,К
Актуализация изученного
- Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется … Оглянись вокруг.
- В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это …рассказы.
- А значит описаны …реальные люди и события.
Герои прочитанных произведений многому нас учат, заставляют о разном задумываться. Давайте вспомним, чему нас научили герои прочитанных рассказов.

Определение темы и цели урока
- Послушайте спор мудрецов, которые знают все о человеческой жизни.
Однажды предрассветною порой
ТРИ мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
-Конечно, разум- первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, ГОЛОВУ склоня.

Второй ответил: - Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

-Что же считал главным в человеке третий мудрец?
(Дети высказывают свои варианты)
- Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока.

- А сейчас вспомните, с каким произведением познакомились на прошлом уроке?

Кто автор этого рассказа? Что вы знаете об авторе?

-А сейчас я хочу зачитать обращение автора к читателям :
«…Мои книги - …моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, - все это оставило след в моем творчестве… Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни…»

Чтобы понять духовный мир писателя, не достаточно просто прочитать его произведение, ведь литературное произведение можно сравнить с айсбергом: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Этому и будем учиться на уроке.

- Работу над нашим произведением я хочу начать со слов, которыми автор закончил свой рассказ?
Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.

-Что хочет он сказать этими словами?

- Мнения разделились. Давайте разберёмся, кто же из вас прав?

- Определите тему и цель урока.

Перечитывание и работа с текстом
Составление характеристики героя.
- Откроем учебники, обратимся к началу рассказа и выясним, каким автор представляет нам главного героя рассказа.
( Дети читают начало рассказа. )

-Каким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка?
Давайте охарактеризуем его.

Итак, при первом знакомстве мы видим:
• наглого
• равнодушного
• грубого
• безответственного мальчика
• драчуна и задиру
- Очень часто человека характеризуют его поступки. Какие поступки совершает герой?
- Задумывался ли он над своими поступками?
- В каких словах это выражено? ( а он стоял в стороне, словно это его не касалось)
- Какие чувства он вызывал у других людей?
Поработайте в парах и выберите из представленных слов.
* возмущение * восхищение
* равнодушие * неловкость
* уважение * радость
* обиду * доброжелательность
* чувство бессилия * недовольство.

- Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства?

Поэтому, ребята, относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно.

Я предлагаю вам выбрать модель, которой можно обозначить нашего героя.

- Почему выбрали чёрный цвет?( ответы детей)

Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними.

- На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим?
( Нет. Он меняется.)
-Докажите.
- Когда происходят эти изменения? ( ответы детей)

-Я хочу обратить ваше внимание на один из эпизодов рассказа, в котором автор описывает встречу мальчика со старушкой. Прочитайте этот эпизод по ролям.
( чтение по ролям)
- Показал ли нам автор в этом эпизоде, что с мальчиком начали происходить изменения?
- Какие слова автора в данном отрывке помогают нам увидеть, что в мальчике начинают происходить изменения? (Слайд)
Как на крючок
Цепкий крючок
Как крючья
Почему автор акцентирует внимание на этих словах? Почему он трижды употребляет их в тексте? (Эта встреча начала менять его сознание)
-Какой глагол показывает насколько глубоко слова старушки вошли в сознание мальчика? (У мальчика болит душа, заговорила совесть)
-Докажите, что эта встреча не прошла бесследно.
- Давайте вернёмся в начало. Каким образом происходят изменения? Какое стало отношение к поступку?
(Вначале он не задумывался, что с ним происходит, а теперь начал задумываться).
Вывод: он начал задумываться над своим поступком, значит он меняется в лучшую сторону.
Права ли я, что сознание героя стало меняться.
- Что же получается? Ю. Яковлев рассказал нам о том, какие изменения происходят с мальчиком. Почему же свой рассказ он назвал «Полосатая палка»?
- И снова у нас нет однозначного ответа. Какую же роль в произведении отводит автор полосатой палке?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам объединиться в группы и поработать с отрывками, которые помогут в этом разобраться.
Проследите за тем, как автор описывает палку и соотнесите описание палки с состоянием мальчика. Занесите свои наблюдения в таблицу.

Описание палки Состояние мальчика
Белая гладкая
Стала обузой
Мешала
Неповоротливая, тяжелая

Обсуждение работы в группах.

- Что заметили?
-Так какую же роль отводит палке автор? Можете ли вы теперь сказать, почему автор дал такое название своему произведению?
Вывод: Автор посредством палки изобразил внутреннее состояние мальчика. Палка-его совесть. Его внутреннее состояние.
Можно ли утверждать, что автор отвёл палке роль совести?
- Что такое совесть?
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Давайте разберёмся в этом понятии. Смысл его угадывается, если всмотреться в само это слово.
- Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит – «вместе», «соединение», корня - весть, что значит, «знать», «ведать»- знать общечеловеческие нравственные законы.
Нравственное сознание или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.
(Толковый словарь В.И. Даля)
Прочитайте пословицы о совести и выберите ту, которая больше всего подходит к нашему рассказу:
Без совести и при большом уме не проживёшь.
Нечистая совесть спать не даёт.
Совесть без зубов, а загрызёт.
Стыд не дым, а глаза ест.
-Почему вы так решили?
- Сейчас я задам вам вопросы, а вы обдумайте и мысленно, можно с закрытыми глазами , ответьте на них.
- Всегда ли вы поступали по совести?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести?
- Пытались ли вы исправить положение?
- Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что Мишка стал хорошим, если в нём проснулась совесть?

-Значит ли, что светлая модель нашла своё место?

-Говорит ли автор, что мальчик стал хорошим?

-Надеется ли он на это? В каких словах он выражает свою мысль?
(С тех, с которых мы начали урок.)

-Есть надежда. на что? (Надежда на то, что человек жив, что Мишка исправится, будет жить в согласии со своей совестью, научится быть милосердным, добрым к людям.)
- Куда же надо спешить? (Исправлять свои ошибки, совершать хорошие поступки)
- Почему надо спешить? (Чтобы жить в ладу с собой, жить по-совести, чтобы сделать мир стал добрее..)

-Такой концовкой автор как бы заставляет подумать над финалом рассказа и самим досказать историю.

Это и будет вашим домашним заданием. Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Оценки за урок …

Итог урока.

Вернёмся к спору мудрецов. Что же ответил третий мудрец?

Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека- совесть.

-Что же нужно делать для того, чтобы совесть была спокойна?
(Жить так, чтобы не было стыдно за свои поступки.)

- О чем заставил нас задуматься этот рассказ? Зачем писатель создал его?

-Какие слова могли бы быть итогом нашей работы?



Л, Р1, Р2, П9, К1, К П8, П9, К1, К2
Домашнее задание
ТПО с.78 №2 – придумать и записать продолжение этой истории
Рефлексивный анализ
Продолжите предложения:
- Я научился на уроке …
- Урок привлек меня тем …
- Урок показался интересным …
- Я задумался о … Л, К1, К2
Спасибо за урок!
Категория: Костина О.И. | Добавил: kostina_28
Просмотров: 1904 | Загрузок: 96 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта






Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz