МО учителей начальных классовСреда, 21.11.2018, 13:19

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Костина О.И. [24]
Боркова Е.В. [6]
Воробьёва Т.В. [6]
Голощапова Н.П. [7]
Дубовицкая Т.А. [4]
Дубровская М.В. [6]
Закирова Р.Р. [7]
Кирпичёва Н.А. [2]
Попова А.А. [1]
Соловьёва О.А. [15]
Тихонова Н.Я. [3]
Узенбаева В.Р. [19]
Файрушина Н.А. [6]
Филиппова Е.М. [9]
Шахова Е.А. [4]
Школьникова Н.И. [4]
Кутырёва И.А. [0]

Главная » Файлы » Тихонова Н.Я.

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ О СЛОВАХ?
[ Скачать с сервера (34.1 Kb) ] 09.04.2016, 09:56
РУССКИЙ ЯЗЫК
3 Д КЛАСС
Учитель: Тихонова Наталья Яковлевна
ТЕМА: ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ О СЛОВАХ?
Цель: Систематизировать и углубить знания о частях речи и их грамматических признаках; обобщить знания о строении слов.
Задачи:
1. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.
2. Развивать коммуникативные умения работать в группах, уважение друг к другу, взаимопомощь .
3. Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное отношение к русскому языку.
Планируемые результаты
Предметные: владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета, применяют орфографические правила при записи текстов, владеют умением проверять написанное.
Личностные: проявляют навыки сотрудничества со сверстниками, умеют не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях, воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся.
Метапредметные (УУД):
- личностные - освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;
- познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, овладевают умением смыслового восприятия учебного текста, осуществляют анализ и сравнение;
- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют рефлексию своей деятельности.
- коммуникативные – используют в общении правила вежливости, правила работы в группах.
Оборудование: учебник «Русский язык», рабочие тетради, проектор, презентация, интерактивная доска, ноутбуки, словари, текстовые задания для работы в парах и в группах, карточки со знаками . ! ?
ХОД УРОКА.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
- Откройте, пожалуйста, свои тетради, приготовим их к работе. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.
А начнём мы наш урок со стихотворения. Послушаем Олесю.
Стихотворение «Слова» (читает ученица 3 класса).
Разные слова живут на белом свете,
Всякие слова гуляют по планете:
Ясные и смелые,
Добрые и злые…
Лишь бы говорили,
Лишь бы не немые.
Словом можно вылечить,
А можно и обидеть,
Словом можно выручить,
Можно ненавидеть.
Есть слова любимые,
Нежные, приятные,
Есть слова счастливые,
Всем всегда понятные ---
Добро и радость, мир и счастье
Помогут нам в любых несчастьях.
Улыбки, детство, мама, дом
Для нас растопят лёд кругом,
В сердце проникают,
В нём живут и зреют,
Наше настроение выразить умеют.
(Юркина Вероника, 5 класс, 1995 г.)

Догадались о чём пойдёт речь на уроке?..

Конечно о словах: о загадках и тайнах, о научных секретах слов.
Прочитайте тему урока. «Что ты знаешь о словах?» Соберите свои знания и дайте ответ на вопрос заголовка. (Дети отвечают).

Прочитайте, о чём мы с вами не сказали?
1. Значение слова.
2. Слово имеет свою историю.
3. Слово как часть речи. Как могут изменяться слова.
4. Состав слова. Однокоренные слова.
5. Орфограмма в слове.
6. Слово в предложении.
Это и будет наш план урока.
Постарайтесь теперь сформулировать цель урока (выбор нужного варианта).

Сегодня на уроке:
1. Обобщить знания о лексическом и грамматическом значениях слова.
2. Повторить таблицу умножения.
3. Будем учиться говорить с чувством, с толком, с расстановкой.
4. Познакомиться с частями речи и членами предложения.
5. Развивать умения решать орфографические задачи.

III. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
1. ОБОБЩЕНИЕ О ГРАММАТИЧЕСКОМ И ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ СЛОВА.
Я задумала такие слова. Что вам о них известно? Какая часть слова вам известна? А что можно сказать о словах по окончанию?

(Часть речи, число, род, падеж, время и т. д.)
Значит, у окончания есть своё значение – как оно называется? (значение окончания, грамматическое значение).
Итак, грамматическое значение слова заключается в его окончании.
Если задуманные слова --- глаголы, что можно сказать о словах? (Прошедшее время глагола, род, число).
Приведите примеры.
Если задуманные слова – имена существительные, что о каждом можно сказать? ( Род, число, падеж).

Приведите примеры.

А вот эта схема что вам расскажет? (им. прил., число, род, падеж)


А какое значение появилось в ваших словах? Почему? (появился смысл, основа, корень.) Как называется такое значение? (Лексическое, значение основы).
Итак, обобщаем, какие значения есть у слова?


Значение основы
лексическое
«о чём идёт речь»

Значение окончания
грамматическое
(число, падеж, лицо, род, время…)

Кто вам помогает узнать значение незнакомого слова? (Мама, учитель,…) А ещё что? (Толковый словарь).
Найдём в словаре значение слова «Словарь». Читаем: «Словарь – сборник слов, речений, т.е. выражений какого-либо языка». Значит, если словарь называется "Толковый словарь русского языка", в книге собраны русские слова.
Как вы понимаете Толковый словарь?
«Толковать – объяснять, давать (чему) толк, смысл, значение».
В толковом словаре не просто собраны слова, но и объяснены, в нём раскрыты смысл и значение каждого слова.
В «Толковом словаре Живого великорусского языка» около двухсот тысяч (200000) слов. Все эти слова, которые есть в словаре, собрал и объяснил один человек Владимир Иванович Даль.

Знакома ли вам эта фамилия?
В. И. Даль жил давным - давно, в старые незапамятные времена. Даль был близко знаком с А. С. Пушкиным, Василием Андреевичем Жуковским, И.А. Крыловым. А. С. Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке».
А сейчас слово Денису.
(Сообщение)
Владимир Иванович Даль был человеком необыкновенным. Он был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, строил мосты, написал учебники «Ботаника», «Зоология». Умел построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. И где бы ни ездил Даль, чем бы ни занимался, он всегда собирал слова. «Человек рождён на труд» --- говорил Даль. Полвека посвятил он собиранию слов, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово. Даль первым назвал свой словарь толковым.

Да разве нужно собирать слова? Спросите вы. Какой в этом толк? Слова не ягоды, не грибы, они в лесу не растут, в лукошко их не уложишь. И правда, слова в лесу не растут. Но они живут в народе в разных краях и умирают. У них есть родители и дети… Как это слова «родятся»?
Может вы ребята расскажите, как появляются новые слова.
(Дети рассказывают о происхождении новых слов). А вот такие слова как «боярин», «государь» уходят из нашей речи и живут только в исторических книгах.
Работа с ИД (устаревшие слова и неологизмы - "расселяют" по городам)
Теперь обратимся к истории слова. Послушаем об истории всеми любимого слова "каникулы".

(Сообщение)
Слово каникулы известно очень давно. Оно пришло из древнего языка и переводится как собачьи дни. Вот объяснение учёных.
Люди хорошо знали созвездие Большой Пёс. В нём самую яркую звезду называли собачкой. На языке тех людей это было слово «каникула». Летом в самые жаркие дни солнце проходило через это созвездие. На жару люди делали перерыв в занятиях. Наступала «каникула».
Сегодня у этого слова нет ед. ч. Есть только множественное. Слово каникулы и сейчас означает перерыв в занятиях.
А сколько слов у человека?
И много, и мало. У маленького ребёнка слова наперечёт. Когда он подрастёт – у него их десятки, потом сотни… Чем больше слов человек знает, тем легче ему выражать свои мысли и чувства.
А много ли слов у народа?
У народа слов ещё больше. Вот собиратель слов, которыми богат наш народ и был В. И. Даль.
Какие ещё вы знаете словари?
А для чего нам нужны словари?
2. ОРФОГРАММА В СЛОВЕ
1. Откройте учебники. Упр. 553 с. 94. Прочитайте слова.
Береч?, доч?, стереч?, мяч?, луч?, ноч?, калач?, теч?, стрич?, дич?, плач?, печ?

Сформулируйте сами задание. (Решить орфографические задачи).
Что значит орфограмма в слове?
Что нужно знать, чтобы решить орфографические задачи?
(В какой части слова находится орфограмма, между какими буквами будем выбирать, какие действия нужно выполнить).
( В данном случаи --- определить часть речи: если имя сущ. то.., а если глагол то…).
На какие группы можно разделить слова?
Запишите слова по группам.
ПРОВЕРЬ! (САМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ) (+ 2 ТЕТРАДИ)

Глагол
(нач. ф.) Им. сущ.
(ж. р.) (м. р.)
беречь дочь мяч_
стеречь ночь луч_
течь течь плач_
стричь печь
печь плачь дичь

Какие слова записаны сразу в 2 столбика?
(Печь - печь, течь - течь, плачь - плач).
Почему? (Слова имеют разное значение).
Может, кто-нибудь знает, как называются такие слова? (омонимы)
Дайте характеристику словам 1 столбика. Какую работу выполняет ь знак?
Ребята, обратили ли вы внимание на то, что глагол плачь написан не в следующей строке таблицы, а рядом с глаголом печь? Плачь - повелительное наклонение глагола. Мы пока не изучали такую тему. Вот поэтому этот глагол просто записан в столбце глаголов, но не находится в начальной форме.
Итак, правописание слов зависит от того, какое лексическое значение и к какой части речи относится.
Вставьте пропущенную букву.
ЗАП.ВАЕТ
(Дети предлагают варианты). Докажи!
Что нужно знать о слове, чтобы решить орфографическую задачу?
(Лексическое значение, состав слова, правило).
Самостоятельная работа в паре.

К о т с л . з а л с м е т а н у.
К о т с л . з а л с д е р е в а.
М а м а п о л . с к а л а м а л ы ш а.
М а м а п о л . с к а л а б е л ь ё.
Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному? (разное лексическое значение)
IV. ФИЗМИНУТКА.
Ребята, а вы знаете о том, что сегодня особенный день? Сегодня всемирный день здоровья. Выполним такую разминку. (1 раз - сидя с постукиваниями, 2 раз - в парах с движениями)
Синьор Лимонад и мадам Пепси - кола
Домой недовольно спешили с футбола.
Обычно их пьет на футболе весь мир
Сегодня болельщики ели пломбир.
Скажите, наша разминка какое отношение имеет к здоровью? (футбол - спорт, пепси - кола - вредна, здоровое питание)
3. СОСТАВ СЛОВА
Внимательно посмотрите на задание. (В это же время 2 человека выполняют по очереди тесты на повторение (разноуровневые) на индивидуальных ноутбуках).

Что есть в этом задании? (Ошибка). Найди слова включённые ошибочно. Почему?
!
Весна, вес, веснушки, весенний, весёлый.
Выпишем однокоренные слова, разберём их по составу. (комментировано)
Дополнительное задание: придумай предложение, в которое вошли бы сразу 2 однокоренных слова: весна и веснушки.

4. СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Какое название получают слова, когда попадают в предложение? (Члены предложения).
Ко всем ли словам относится это название? Поясните. (К служебным не относится.)
Выбери предложение, где слово весна является подлежащим.

Ты любишь весну?
Весну объявили грачи.
Весна выдалась ровная, дружная.

Расскажите о весне глаголами…(Идёт, летит, таять, капать, синеть, зеленеть, дышать, затоплять, искриться, блестеть, веселить, любоваться, оттаивать, запестреть, отражается, слышится…).

V. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.
Теперь работа в группах. (Слова каждой группе даю свои)

Расскажи всё, что ты знаешь о слове _____________.

1. Лексическое значение слова. (Толковый словарь)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Слово имеет свою историю. (Распечатка из словаря)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Слово как часть речи.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Орфограмма в слове.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Слово в предложении.
____________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. ИТОГ УРОКА
Что понравилось на уроке?
Какое задание показалось самым интересным?

Рефлексия.

У вас на партах у каждого лежит набор знаков знаков ( ! ? . ). Выразите своё понимание темы знаком.
Теперь я знаю всё о слове (. ! ?).
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Упр. 554 с. 95 (по заданию) и для тех, кто любит русский язык, ТПО упр. 551 с. 37 (по словообразованию).
Категория: Тихонова Н.Я. | Добавил: Filena | Автор: Тихонова Н.Я.
Просмотров: 713 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта






Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz